Инь и Ян

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

Концепция Инь и Ян — двух противоположных и одновременно взаимодополняющих начал —пронизывает практически все аспекты в китайской культурной традиции, от системы управления государством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции организма. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа Инь-Ян (на самом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлого полукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и сейчас  его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии, религии Восточной Азии.

Попросту говоря, концепция Инь-Ян основывается на двух положениях: во-первых, все в природе постоянно изменяется, движется; во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не было бы дня без ночи, хорошего без плохого, темного без светлого, женщины без мужчины и наоборот! :-)).

Вот несколько выдержек из наиболее интересных для меня источников на эту тему:

"Впервые (понятия Инь и Ян) филосовское истолкование получили в др.-кит. классической "Книге перемен" ("И Цзин"), где они трактуются как полярные противоположности: отрицательное и положительное, темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, слабое и сильное и т.п. Инь и Ян выступают в качестве двух сил, находящихся в неразрывном единстве, во взаимодействии и взаимоборстве. Борьба сил Инь и Ян рассматривалась как источник движения и изменения мира, что свидетельствует о наличии в мышлении древних китайцев элементов диалектики. Постоянная смена и чередование Инь и Ян составляет дао, т.е. закономерный процесс развития мира. Развивая дальше эти диалектич. идеи, т.н. школа натурфилософов связала учение об Инь и Ян с материалистическим учением о "пяти элементах" (У-Син), первое упоминание о которых встречается в "Великом плане" – в одной из глав древней классической  книги Китая "Книга исторических Преданий" ("Шу Цзин").

Н. Сенин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

 

В трактате «Ней-Цзин» (Трактат Желтого Императора о Внутреннем) по этому поводу говорится:

"Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму."

И вот еще очень интересно – из книги одного из самых уважаемых (на мой взгляд) востоковедов современности А.А. Маслова:

   "Прежде всего, нужно развеять устоявшийся миф о сущности инь и ян: в китайской культуре они никогда не были «закреплены» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях. Это значит, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и т. д., причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами. Тем не менее, такую примитивную трактовку можно встретить и в современной китайской литературе, и на уровне обиходных представлений китайцев. Таким образом, истинная суть инь-ян — столь, казалось бы, многократно изложенная — осталась сокрытой. Нам же представляется, что само понимание «сокровенного» в китайской культуре невозможно без правильного осознания инь-ян. …..

… Концепция инь-ян означала наличие перворазделения вообще, которое знаменует собой собственно порождение всего материального и духовного мира. Несложно понять, что создание культуры для Китая — это, прежде всего, упорядочивание сущностей, прекращение действия хаоса.  

      Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не существует воистину и до конца, ничто не является истинным по своей природе и изначально. Собственно мотив истинности, которая может быть дана только как постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян. …

  … Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») — и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой — солнцем, которое поочередно освещает оба склона.

    Для магического пространства ни инь, ни ян, равно как удача или несчастье, не бывают абсолютными — это лишь стороны одного явления, и разделение их на «добрую» и «злую» части жизни происходит лишь на обыденном уровне, в сознании непосвященного человека. Даос, например, прекрасно осознает, что «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро — это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» («Дао дэ цзин», § 2)."

Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М.: Алетейа, 2003, с. 29-36.

 

Понимание этой концепции, приводит меня к мысли о том, что жизнь – это движение, процесс, где сменяются казалось бы противоположные этапы и моменты, следя за которыми понимаешь, что плохое и хорошее – это всего лишь окраски событий нашим личным восприятием. События меняются одно за другим, день сменяет ночь, лето – зиму, и остановить этот процесс невозможно, т.к. он и составляет понятие «жизнь».  Даже смерть – не есть остановка, а есть начало … начало чего? … Но это уже совсем другая история :-)

Прочитано 1022 раз
Copyright 2012 Тайцзи и Цигун. Оздоровительные системы. Обучение для начинающих, регулярные занятия. Москва. - Инь и Ян.