Древнекитайские философы считали, что до сотворения мира не было ничего, т.е. безграничная пустота, которую они называли У-цзи (буквально – абсолютное «ничто» или наличие отсутствия). В какой то момент (по одой из версий) произошел взрыв, и из пустоты образовалось нечто. Это «нечто» назвали Тай-цзи. В переводе с китайского Тай-цзи - это «великий предел», тогда как У-цзи – отсутствие предела.
С ходу понять, то такое «великий предел», и что такое вообще «предел» не так просто. Вот что на этот счет пишет Википедия: «Великий предел (Тайцзи кит. трад.太極, упрощ. 太极 tàijí) — в китайской философии предельное состояние бытия, наибольшее разделение на прошлое и будущее, начало времени и всех начал». Что тут еще добавить?
Можно сказать, что Тай-цзи – это некая первоматерия, первоначальная единая энергия (Ци). Считается, что в результате «сгущения» этой энергии возникли две субстанции, противоположные, но взаимодополняемые. Это субстанция Ян – светлая, легкая и активная, поднявшаяся вверх и образовавшая Небо, и мутная, тяжелая и пассивная Инь, опустившаяся вниз, и образовавшая Землю.
Чередования Инь и Ян задает цикличность всех природных процессов: ночь-день, утро-вечер, лето-зима, холод-тепло, бодрствование-сон, вдох-выдох и т.д.
Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов, которые являются основой всех вещей и состояний природы: Вода, Дерево, Огонь, Земля, Металл. Эти первоэлементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Стоит убрать один из элементов, и жизнь станет невозможна. Система взаимодействия пяти первоэлементов называется У-син (где У – это пять, син – первоэлемент, хотя более корректный перевод - движения).
На основании концепции У-син получили свое развитие традиционная китайская медицина, астрология и наука Фен-шуй.
Лао-цзы сказал в «Дао дэ цзине»: «Дао породило одно, одно стало двумя, потом два породили три. Из трех вышло все остальное».
Более подробно об основных понятиях китайской натурфилософии можно почитать в следующих наших статьях:
Ци
Каналы и меридианы в теле человека