Дан-Тянь

Автор 
Оцените материал
(5 голосов)
Дан-Тянь

Дан-Тянь (иногда по-русски пишется Дань-Тянь) имеет несколько переводов. Самый близкий к китайскому значению это "киноварное поле", где Дан - это киноварь (природный минерал, сульфат ртути, который возникает от соединения ртути и серы при высоких температурах), Тянь - поле. По смыслу Дан-Тянь еще переводят и обозначают как "пилюля бессмертия", "поле источника бессмертия", "резервуар энергии" и др. варианты.

Само название берет начало в натурфилософии Древнего Китая, а именно во внутренней алхимии. Про алхимию как науку интересно будет почитать здесь (заодно будет более понятно, причем здесь киноварь, т.к. в алхимии считалось, что киноварь - это соединение двух изначальных субстанций - мужской (серы) и женской (ртуть)): Алхимия (Википедия).

Если коротко - существовало два направления алхимии: внешняя и внутренняя. Внешняя алхимия изучала и практиковала получение различных веществ путем химических соединений и опытов (например, получение золота, пилюли бессмертия и пр.), тогда как внутренняя алхимия занималась вопросами трансформации духа, достижения абсолютного здоровья, долголетия и даже бессмертия с помощью определенных упражнений, которые воздействовали на организм человека и его нематериальные компоненты (дух, душа, сознание) путем запуска определенных химических процессов.

Соответственно дан-тяни рассматриваются как некие резервуары для собирания, накопления и преобразования энергий, существующих в нашем теле, а также поступающих извне.

Основными дан-тянями принято считать три (на самом деле их больше, но в рамках данной статьи остановимся на основных). Это Нижний (Ся) Дан-Тянь, Средний (Чжун) и Верхний (Шан) Дан-Тянь. Рассмотрим подробнее их локализацию и функции:

1. Нижний дан-тянь (ся дан-тянь) — это корень цзин и источник ци, т.е. жизненная, витальная энергия, физическое здоровье и долголетие. Он также соответствует центру тяжести нашего тела.

Нижний дан-тянь расположен в нижней части живота, на пересечении линий, проведенных вглубь тела из точек хуэй-инь (1VG) и ци-хай (6VC). Отсюда исходят три “чудесных канала” (“ду”, “жэнь”, “чжун”), и здесь сходятся все остальные меридианы. Посредством концентрации на этой области можно добиться преобразования цзин в ци. Нижний дан-тянь имеет особенное значение в различных практиках, связанных с оздоровлением и продлением жизни.

Если мы соединим на пупке кончики больших пальцев и вытянем вниз соединенные кончики указательных, то в получившемся “сердечке” и будет область “ся дан-тянь” (с точкой ци-хай "море энергии" в центре, она находится примерно на 1,5 см ниже пупка. Она же является "передними вратами нижнего дан-тяня).

Задние “врата” ся дан-тянь — область поясницы с центром в точке мин-мэнь (“врата жизни”). Определить местонахождение точки мин-мэнь несложно - она находится на позвоночника, напротив пупка (между 2-м и 3-м поясничными позвонками).

Нижние “врата” ся дан-тянь — точка хуэ-йинь (“встреча всех инь”) — самая нижняя точка корпуса, расположенная между половыми органами и анусом.

2. Средний дан-тянь (чжун дан-тянь) — считается корнем духа.

Средний дан-тянь расположен на средней линии груди на уровне четвертого межреберья с центром в точке тань-чжун (“середина груди” — 17VC,).

3. Верхний дан-тянь (шан дан-тянь) — корень мудрости.

Верхний дан-тянь находится между точками бай-хуэй (20VG) и инь-тан (3BM).

Бай-хуэй (“сто встреч”) — самая высокая точка головы, расположенная на пересечении средней линии и линии, соединяющей верхушки ушей.

Точка инь-тан (“зал печати”) находится между бровями, часто ее называют "третий глаз".

Все практики, связанные с энергией (ее накоплению, преобразованию и пр.) необходимо начинать с упражнений в нижним дан-тянем. Т.к. неподготовленному человеку практики, направленные сразу на средний и верхний дан-тянь могут привести к дискомфорту. Если нижний дан-тянь будет наполнен, нужная энергия сама поднимется и наполнит верхние дан-тяни. Используя китайскую терминологию и исследования современных ученых этот процесс можно объяснить так:

Верхний дан-тянь локализуется вокруг гипофиза, который является частью так называемого «Хрустально­го дворца», расположенного в центре черепа и включаю­щего шишковидную железу, таламус и гипоталамус. Он связан с Заднесрединным Меридианом Ду-май через точку инь-тан , именуемую также «третьим глазом» (см. выше). Название пошло оттого, что ак­тивация или «открытие» данной точки позволяет «ви­деть» явления тонкого плана (различные ауры, энергетические феномены и прочее), поскольку верхний дан-тянь есть обиталище духа (Шэнь) — истинной сущности человека.

Клетки мозга, а особенно желез, образующих «Хрус­тальный дворец», обладают колоссальной емкостью, а по­тому способны поглощать громадные порции энергии, во много раз превышающие содержимое остальных дан-тяней. Будучи наполнены энергией в достаточной степени, они порождают разнообразные феномены Духа — от жизне­радостности и творческих взлетов до активации экстра­ординарных способностей. Но процесс этот будет иметь положительный характер только в случае «пита­ния» верхнего дан-тяня чистой Юань Ци.

Если вместо нее в голову проникнет грубая Хоутянь Ци, тогда будут: спутанность бьющих ключом дурных мыслей (плюс сила к их воплощению), излишняя возбудимость, склонность к мучительным видениям и тому подобные сюрпризы. 

Средний дан-тянь — это одновременно место хранения «посленебесной» Ци (Хоутянь Ци) – т.е. Послеродовой Ци, и «плавильная печь», в которой образуется Шэнь. Большинство даосских систем выстраивают свои техники так, чтобы «охлаждать» средний дан-тянь и его Хоутянь Ци, всячески избегая пользоваться последней в чистом виде. К счастью, она не резервируется здесь навсегда, а постепенно стекает в нижний дан-тянь и смешивается там с «прежденебесной» Ци (Юань Ци).

Нижний дан-тянь наиболее известен «в миру» даже тем, кто никогда не слышал о двух остальных. Также секрет многих восточных боевых искусств заключается в работе с нижнем дан-тянем. Например, японские боевые искусства знают его как «тандэн», и придают осознанию этого феномена важное значение. Многие направления Будо вообще немыслимы без практики тандэна и «точки» (дзю-дзюцу, айкидо). Умение «держать живот» определяет, насколько вы устойчивы как в физическом, так и в эмоциональном плане, а концентрация на нижнем дан-тяне не грозит нам (в отличие от многих иных видов концентрации) никакими сюрпризами. Это основа основ, якорь и надежный оплот, поистине дом родной в любых ситуациях.

Сосредотачиваясь, или, как принято говорить, медитируя на нижнем дан-тяне, мы создаем благоприятные условия для накопления в нем энергии, а хороший запас Ци является залогом здоровья и активной длительной жизни.

Прочитано 7547 раз
Твитнуть
Copyright 2012 Тайцзи и Цигун. Оздоровительные системы. Обучение для начинающих, регулярные занятия. Москва. - Дан-Тянь.