Текст в данной статье полностью взят из книги Владимира Котляра "Тайцзи-цюань". В руском варианте данная стойка называется по-разному, например: стойка "дерево", стойка "столб", стояние столбом. Ниже в текст используется ближайший перевод названия стойки - "стояние столбом".
"Нельзя рассматривать эти наставления в качестве самоучителя, так как подробности практики, здесь излагаемые, могут быть правильно освоены только в контексте более общего обучения Тайцзи-цюань, которое можно получить лишь у живого наставника. Ни книги, ни даже видеофильмы не могут заменить реальное изучение Тай Цзи.
Те же, кто уже практикуют, могут найти в этой главе много полезной и важной для себя информации.
1. Наставления по практике 'стояния столбом' (чжань-чжуан).
'Стояние столбом' - это основное упражнение для создания единой внутренней структуры тела (нэй-цзинь). Грубое уходит, тонкое приходит. Выравнивая тело по центру (чжун-чжэн), добиваются раскрепощенности (сун), когда все суставы становятся равномерно раскрытыми (кай) во всех направлениях. Этим достигается пронизывание (тун) всего тела единой ци (и-ци), что и является основой для внутренней структуры.
Сначала необходимо 'промыть сердце' и очиститься от забот, умиротворить мысли и успокоить дыхание. Откажись даже от малейшего насилия - насильственные деяния не соответствуют самоестественности (цзы-жань) Великого Предела.
'В покое ожидают движение'. Чем дольше стоишь неподвижно, тем сильнее проявляется движение внутренней ци (нэй-ци), и тем более явственно пробуждаются 'колебания ци' (ци-гудан). Не пытаясь останавливать эту вибрацию, все время отслеживай выровненность тела по центру (чжун-чжэн) и отпускай конечности на вытягивание (фан-чан).
'Ровность в способах для корпуса: корпус - свая, прямая, ровная, без каких-либо наклонов, пустота и подвижность хранятся внутри, тогда не бойся, что кто-то столкнет'.
Изучают 'стояние столбом' в три этапа, каждый длительностью в несколько лет. Сначала формируют руки (тяо-шоу), затем с помощью рук регулируют корпус (тяо-шень), и наконец, используя руки и корпус, выстраивают ноги (тяо-туй). Но перед серьезной тренировкой 'столба' сначала осваивается его внешняя форма (вай-ши), для того, чтобы устранить грубые ошибки.
Предварительная подготовка обычно длится несколько месяцев (от одного до шести), в результате которой длительность 'стояния столбом' доводится до 40-60 минут. 40 минут - это минимальный временной период, за который организм может успеть достичь чжун-чжэн, сун и тун.
Формирование внешней формы 'столба' происходит снизу вверх - от ног через корпус к рукам; и от грубого к тонкому - от мышц, сухожилий и суставов к дыханию и ведению ци.
· Вот минимальные требования к физическому телу:
а) расстояние между ног - позиция ци ма-бу, пальцы ног слегка захватывают землю;
б) ступни развернуты в форме иероглифа '/\' (ба) так, чтобы нагрузка на внутреннюю и внешнюю часть голеностопа была равномерной;
в) колени согнуты и распирают наружу;
г) бедра скручивают по шунь;
д) пах свешен (дяо-дан), ягодицы расслаблены и подпирающе раскрыты (чэн-кай);
е) копчик погружен вниз-вперед - 'хвостовые ворота выровнены по центру (вэй-люй чжун-чжэн);
ж) живот расслаблен;
з) поясница подпирает назад;
и) грудь опустошена (хань-сюн), но не зажата - ключицы расправлены;
к) округлость спины, или 'черепашья спина' (гуй-бэй) - равномерное растягивание спины от точки 'лин-тай' (между 6 и 7 грудными позвонками), как вверх-вниз, так и в стороны (лопатки раскрыты);
л) плечи погружены (чэнь-цзянь) вниз, растянуты в стороны и слегка закрыты (хэ) вперед;
м) локти свешены (гуа-чжоу) и подпирающе раскрыты (чэн-кай), руки образуют круг;
н) запястья осажены (цзо-вань);
о) пальцы 'смотрят друг на друга' (расположены на одной линии);
п) центры ладоней опустошены (сюй лао-гун);
р) запястья, локти и плечи на одной высоте;
с) ладони и поясница взаимораспираются (взаимооталкиваются);
т) 7-ой шейный позвонок (да-чжуй) подпирает вверх-назад;
у) голова вытягивает шею вверх, подбородок подпирает вниз;
ф) макушка (точка 'бай-хуэй') и пах (точка 'хуэй-инь') взаиморастягиваются, 'центральная ось' строго перпендикулярна земле;
х) язык замыкает переднесрединный (жэньмай) и заднесрединный (думай) меридианы в точке 'сорочий мост' (инь-цяо);
ц) глаза смотрят вперед, зрение расфокусированное и периферическое;
ч) дыхание обратное брюшное, через нос, не напряженное и тихое;
ш) все мышцы, не участвующие в поддержке позиции 'столба', расслаблены и отпущены;
щ) ум полностью присутствует в теле, внимание поддерживает соблюдение правил.
Приведенные здесь требования помогут ученикам, которые уже практикуют чжань-чжуан, более осознанно выполнять 'стояние столбом', а также убрать самостоятельно некоторые грубые ошибки.
Здесь нужно отметить, что кроме описанных здесь правил, необходимо изучить также регулировку ци в 'столбе', техники 'Прояснения Духа' (Шэнь-Мин), а также правильный выход и завершающие упражнения (цзоу-чу). Все эти методы могут быть изучены только лишь у компетентного учителя, который сможет сразу исправить возможные ошибки.
В заключение отметим, что 'внутренняя работа' (нэй-гун) в 'стоянии столбом', то есть '8 методов созерцания в столбе', '9 внутренних способов усиления столба', а также '21 метод с использованием предметов в столбе', изучаются на более продвинутых этапах практики Тайцзи-цюань, и по требованию старых мастеров Тай Цзи, не могут вообще быть записанными на бумагу."