Как и зачем изучать комплексы Тайцзи?

Автор 
Оцените материал
(2 голосов)
Как и зачем изучать комплексы Тайцзи?

Текст полностью взят из книги Владимира Котляра "Тйцзи-цюань". Название Лао-цзя также используется в переводе как "Старая форма". Тао-лу переводится как комплекс движений, то что обычно учится на занятиях. "Первый комплекс" в цитате ниже подразумевает Старую форму - Лао-цзя.

"Наставления по практике формальных комплексов (тао-лу).

Мастера Старой школы (Лао-цзя) говорили: '5 лет совершенствуйся в Первом комплексе, 5 лет осваивай 'Пушечные удары'. Исходя из этого требования все представленные здесь наставления будут относиться преимущественно к практике Первого комплекса Тайцзи-цюань стиля Чэнь Старой школы (И-лу Лао-цзя Чэнь-ши).

Основой для практики тао-лу (комплекса) являются качества, выработанные в 'стоянии столбом'. Все тело должно быть выровнено по центру (чжун-чжэн), суставы раскрепощены (сун), сухожилия пронизываются (тун) единым внутренним усилием (нэй-цзинь), с отпусканием конечностей на растяжение (фан-чан) и скручиванием их вдоль осей (чань-сы).

Внутри и снаружи - все пребывает в покое, покой является основой движения, статика порождает динамику. 'Когда изначальная ци великой гармонии достигает покоя - удивительно: без покоя не увидишь движения'.

Движения, составляющие основу тао, состоят из парных качеств, сменяющих и порождающих друг друга. Это - пустое и полное (сюй-ши), открывание и закрывание (кай-хэ), скручивание наружу и вовнутрь (шунь-ни чань-сы), переднее и заднее, верх и низ, левое и правое. Из этих противоположностей рождаются тысячи различных вариантов движений, но основные требования соблюдаются неизменно в течение всей тренировки.

'Открывание - закрывание, опустошение - наполнение - канон Тай Цзи'. Говоря о закрывании, подразумевают взаимозакрывание плечей, локтей, бедер, коленей и стоп - это 'шесть взаимозакрытий' (лю-хэ). Когда идут к закрыванию, ци собирается в Дань-тянь. Закрывание - это накопление и сгибание , центростремительная сила; открывание - это отпускание и выпрямление, центробежная сила.

Итак, закрыв и накопив силу, можно наполнить какую-либо конечность, создав из нее центр вращения - тогда другая конечность опустошится и сможет двигаться. Таким образом, полное становится основой для медленного, а пустое - для быстрого. При этом средняя ци выравнивает все тело, пронизывая от макушки (точка 'сто встреч' - бай-хуэй) до точки 'встреча инь' (хуэй-инь) в паху. 'Средняя ци полностью заполняет внутреннее, а после этого открывай и закрывай, захватывай и освобождай - не будет никаких препятствий'.

Различие 'пустого и полного' является ключом к пониманию 'Восьми ворот' (ба-мэнь) - восьми основных видов усилий.

Сы-чжэн-шоу, четыре первых усилия (пэн, люй, цзи, ань), обычно называемых 'ортогоналями', основаны на полноте в центре корпуса, а потому движения становятся идеально уравновешенными, а позиции устойчивы.

Сы-юй-шоу, четыре других усилия (цай, ле, чжоу, као), называемые 'диагоналями', имеют полноту, близкую к краю окружности, созданной движением, и потому их основное предназначение - мгновенное угловое ускорение, а равновесие достигается опорой на противника или сменой на противоположное 'диагональное' или любое 'ортогональное' усилие.

Для быстрой смены усилий и для создания жесткого внутри мягкого, используют способы 'наматывания нити' (чань-сы). В первую очередь осваиваются 'наматывания' в локтях, коленях и пояснице, а затем распространяются на все суставы. 'Наматывание' наружу называется шунь, а 'наматывание' вовнутрь - ни. Оба этих 'наматывания' все время сохраняют и не теряют усилие-цзинь отражения (пэн-цзинь).

Для отработки усилия 'наматывания' (чаньсы-цзинь) сначала практикуют специальные базовые упражнения (Цзыбэнь-гун), а затем полученные качества проявляют в формальных комплексах. Если же пренебречь 'базовой работой', то это будет называться 'перепрыгиванием через этапы'.

Кроме указанных парных качеств развиваются еще некоторые. Самым важным из них будет принцип 'пяти луков'. Это название обозначает накопление силы в изогнутых конечностях, при этом таких 'луков' образуется пять: два ручных, два ножных и один 'лук' корпуса.

Каждый из 'луков' имеет две 'верхушки' и 'хват'. 'Верхушки' растягиваются в противоположные стороны, создавая эластичное усилие, а 'хват' оттягивается поперек эластичного усилия, являясь основой для упругого усилия. Чем больше силы могут накапливать 'пять луков', тем мощнее выпуск усилия-цзинь.

В руках 'верхушками лука' являются запястье и ключица, а 'хват' - локоть. 'Верхушки лука' ног - тазовые кости и пятки, а 'хват' - колени. Главный 'лук' - это 'лук' корпуса. В нем 'верхушками' являются первый шейный позвонок (точка я-мэнь, 'ворота немоты') и копчик (вэй-люй), а поясница (яо) - 'хват лука' корпуса. Точка мин-мэнь ('ворота жизни') - ключ к 'луку корпуса'.

Тренировка 'пяти луков' сводится к единому требованию - 'пять луков объединяются в один'.

Практикуя тао-лу, необходимо завершать каждое движение до конца, дожидаясь полного разворачивания усилия-цзинь, и лишь затем переходить к следующей форме. 'Выполнение гимнастики - полностью в начальной позе, как только начал и принял позу, далее нет не принятых поз'.

Энергия для движения приходит из 'пяти луков', конечности 'наматывают нить' (чань-сы), все пронизано (тун) средней ци (чжун-ци), корпус выровнен (чжун-чжэн) и раскрепощен (сун).

Но все же где берет свое начало первичный импульс к движению? Отвечаем на это цитатой из трактата Чэнь Синя: 'Игра рук - полностью в ладонях. Пальцы ведут все движения тела, ноги следуют рукам особенно жестко. Ноги следуют движениям рук, крутятся округло, подобно духу'.

Итак, достаточно ясно указано, откуда инициируются все движения тела в Тайцзи-цюань - полностью из ладоней и пальцев рук. Малым весом двигать всегда легче, чем большим. Используя же инерцию и силу рычага 'второго рода', можно легко запустить в движение больший вес, каковым и являются корпус и ноги.

Осталось еще отметить роль 'макушечного усилия' (лин-цзинь), которое интегрирует все многообразие движений, а также собирание ци в нижнем Дань-тяне. 'Точка 'сто встреч' (бай-хуэй) ведет все тело, побуждая чистую ци подниматься вверх, а грязную ци опускаться вниз'.

'Тянут сеть полностью 'макушечным усилием'. Используя восходящее к макушке усилие, можно добиться легкости и подвижности, а во всем теле расслабить напряженные участки. Также макушка вытягивает все тело (фан-чан) вверх и помогает сохранять 'опору на восемь сторон', то есть поддерживает центральную устойчивость (чжун-чжэн).

'Дань-тянь - местоположение, куда возвращается ци со всего тела'.

'Завершив форму, побуждают чистую ци туловища вернуться в нижний Дань-тянь, и как только ци сердца опустится, ци всего тела не сможет не опуститься вместе с ней'.

Эти требования старых мастеров объясняются огромной важностью возврата ци в изначальный источник - нижний Дань-тянь и почки. Практика такого возврата ци основана на дыхательных техниках, которые могут быть изучены лишь у знающего учителя. Если же не возвращать ци в нижний Дань-тянь, то это может быстро привести к истощению и даже к болезням.

Закончим цитатами из классических трактатов.

'Для каждой позиции не хватит тысяч слов, чтобы расписать все тонкости. Только почувствовав на собственном теле, объяснения легко понять. Трудно - работай, особо трудно - работай долго. Двигаются, сколько есть сил, нет сил - прекращают'."

Прочитано 2366 раз
Твитнуть
Copyright 2012 Тайцзи и Цигун. Оздоровительные системы. Обучение для начинающих, регулярные занятия. Москва. - Как и зачем изучать комплексы Тайцзи?.