У-син (Пять первоэлементов)

Автор 
Оцените материал
(5 голосов)

У-син (концепция Пяти первоэлементов) служит основой не только для понимая основ мироздания, но и для более широкого использования. На основе этой концепции выстроены древнейшие науки Китая - традиционная китайская медицины, астрология и фен-шуй.

Откуда У-син берет свое начало можно прочитать в нашей статье вот ТУТ. Мы же продолжим более детальным описанием основ концепции.

Термин У-син обычно переводится с китайского как «пять элементов» (более корректный перевод - «Пять Движений или Пять Шагов). В действительности «У-син» является сокращением от «У чжун лю син чжи ци» или «пять типов Ци, доминирующих в разное время»:

вода доминирует зимой,
дерево - весной,
огонь - летом,  
металл - осенью,
во время переходных периодов между двумя сезонами доминирует земля/почва.

Названия «вода», «дерево», «огонь», «металл» и «земля» - лишь субстанции, которые по своим характеристикам максимально похожи на соответствующие типы Ци. Они помогают нам понять свойства пяти типов Ци, но они также могут и увести нас от понимания сути, если мы будем воспринимать их в буквальном смысле.

«Пять элементов» Вселенной не являются чем-то статичным, раз и навсегда установленным. Они постоянно вступают в различные взаимодействия друг с другом, и считается, что все движения и изменения во Вселенной, в конечном счете, проявляющиеся в людях, предметах и событиях, являются следствием взаимодействия этих фундаментальных сил и находятся под их влиянием. С другой стороны, Вселенная - это не хаос, и «элементы» взаимодействуют между собой в соответствии с определенными законами. Эти законы называются Циклами Порождения и Контроля (сян шэн 相生 и сян кэ 相克).

Цикл Порождения (красные стрелки на диаграмме ниже) показывает, что каждый «элемент» порождает (поддерживает) еще один «элемент», в результате чего образуется замкнутая цепочка. Это гармоничные отношения, подобные отношениям между матерью и ребенком. В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).

Цикл Угнетения или истощения (голубые стрелки на диаграмме) показывает, что  воздействуя в таком порядке один элемент может нарушать функции предшественника.  Например, Огонь сжигает Дерево, дерево выпивает Воду, Вода вызывает коррозию Металла и так далее.

Цикл Контроля или разрушения  (желтые стрелки на диаграмме) определяет конфликтные отношения, в которых каждый «элемент» контролирует, подавляет или даже уничтожает какой-то другой. Огонь плавит Металл, Металл рубит Дерево, Дерево подрывает корнями Землю, Земля впитывает Воду, Вода тушит Огонь.

 

Поэтому мы видим, что теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

Но концепция У-син применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма. В окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением Вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов.

  • Дерево (木 му) символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • Огонь (火 хо) — расцвет (максимальная  активность),  характеризуется движением вверх.
  • Металл (金 цзинь) соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • Вода (水 шуй) характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
  • К этим символам или элементам добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — Земля (土 ту), ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости ( равновесия), накопления.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-снн, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом их характера.

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка — «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

 

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу У-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы.

И в конце полезная таблица с более подробной классификацией элементов:


Прочитано 3683 раз
Твитнуть
Copyright 2012 Тайцзи и Цигун. Оздоровительные системы. Обучение для начинающих, регулярные занятия. Москва. - У-син (Пять первоэлементов).